Упражнения для развития памяти у младших школьников. Как улучшить память и развить внимание у взрослых Тренировка долговременной памяти

Человек без воспоминаний - человек без прошлого. Не зря одним из самых сильных ходов при создании телевизионных сериалов является сцена с амнезией - воспоминания играют для нас огромную роль, и проблемы с памятью могут серьезно отразиться на качестве жизни. Забытое название таблеток, и как итог неправильное лечение, водитель, запамятовавший провести техосмотр автомобиля - лучше не доходить до такого состояния, а раз и навсегда решить для себя задачу, как улучшить память.

Следим за питанием

Люди полагают, что только возрастные особенности и отсутствие упражнений приводят к тому, что у них появляется плохая память. Что делать, если, мол, все мы не молодеем?
Огромную роль в вопросе улучшения памяти и повышении внимания играет питание.

Разнообразный стол с большим количеством свежих овощей и фруктов, богатой жирными кислотами рыбы, каш, с добавлением в рацион растительных масел, орехов и семечек способствует не только нормализации веса, но также решает вопрос, как улучшить память и внимание.

Чрезмерное потребление животных жиров, тяжелых соусов, фастфуда, сладостей и выпечки в то же время является одной из причин проблем с памятью.

Три важных слова на «С»

Проблемы с памятью преследуют тех, кто уделяет мало времени сну, круглосуточно работает, не позволяя себе оторваться от экрана компьютера. За снижением общего качества жизни постепенно приходит следующая проблема - неспособность запомнить важную информацию, и вот уже человек начинает страдать от забывчивости не только дома, но и на работе.

Причины кроются в так называемой триаде С - сон, спорт, стресс.
Недостаток активности либо крайняя нерегулярность занятий спортом ведет к ухудшению кровоснабжения внутренних органов, в том числе мозга. Сидячий образ жизни способствует различным болезням опорно-двигательного аппарата, все это отражается на нервной системе, и как итог начинаются проблемы с памятью.

Еще один важный момент, который следует учитывать, пытаясь решить задачу «как улучшить память» - проанализируйте, достаточно ли вы спите. Именно хронический недосып ведет к непроизвольному снижению способности концентрировать внимание. И спать надо в комфорте, в домашних условиях, а не урывками в транспорте.

Третий момент - минимизация стресс-факторов. Улучшение нашей памяти напрямую зависит от психического состояния. Раздражение, усталость, бессонница отнюдь не способствуют повышению внимательности, в то время как активный выспавшийся человек решит большую часть проблем уже благодаря своему спокойному состоянию.

Концентрация внимания

Иногда проблема нашей памяти связана с неспособностью удержать внимание, и для ее решения достаточно повысить способность к концентрации.

Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:

  1. При чтении газет или журналов выделяйте ручкой или маркером буквы, объединенные по общему признаку, например, задвоенные, стоящие рядом в слове, или одинаковые, но расположенные поодаль друг от друга;
  2. Когда вы едете в автомобиле в качестве пассажира, дайте себе задание замечать проезжающие мимо автомобили, имеющие между собой что-то общее: только синие иномарки, только те, в номерах которых есть цифра 6, или лишь те, за рулем в которых сидят женщины.

Эти упражнения не обязательно решат проблемы, связанные с памятью, так как перед вами не будет поставлена задача запоминать найденные признаки, но вы избавитесь от рассеянности, с которой часто связан дефицит внимания.

Превращаемся в амбидекстра

Как улучшить память и внимание человеку, который высыпается, занимается спортом и не нервничает попусту, но все равно регулярно что-то забывает? Возможно, все дело в преобладающем влиянии одного из полушарий мозга.

Амбидекстр - человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое.

Амбидекстрия бывает врожденной, когда у человека изначально одинаково развиты правое и левое полушария мозга, и приобретенной.
Для улучшения памяти используется способ периодической смены рабочей руки. Это позволяет «включить» менее используемое и, значит, менее развитое полушарие мозга, простимулировать его работу, это в итоге способствует значительному улучшению памяти.

Методы для упрощения запоминания

«Я хорошо запоминаю лица, но постоянно забываю имена!» - иногда жалуются люди.
Проблема памяти на отдельные категории информации весьма распространена. У кого-то лучше работает визуальная память, у кого-то - слуховая, для некоторых вспомнить телефонный номер - задача не из легких.

  • Визуальный: чтобы не забыть имя или название, свяжите для себя эти слова с какими-то зрительными образами, например, фирму «Цветочный уголок» представьте как мягкий кухонный уголок, на котором стоят вазы с цветами.
  • Раскладывание по местам: отправляясь за покупками, мысленно придумайте куда именно вы положите каждое наименование (батон хлеба - в правый карман, лимоны - в нагрудный, шоколад - под шапку). Абсурдность только поможет вспомнить список покупок.
  • Разбивка по ассоциациям: запоминая цифровые значения, разбивайте их на удобные кусочки, каждый связывайте с цифрой, которую нельзя забыть, к примеру, код 335311 - 33 (возраст Христа), 53 (последние цифры даты рождения мамы), 11 (барабанные палочки).

Изучение иностранных языков

Ученые с помощью ряда экспериментов доказали, что изучение иностранных языков способствует улучшению памяти, ведь мы вынуждены постоянно держать в голове множество новой информации, правил, зазубривать исключения и использовать возможности мозга по максимуму.

Разговаривая на другом языке, мы даже не замечаем, как много работы в это время происходит в нашей голове: мы вспоминаем слово на родном языке, потом подыскиваем аналог на иностранном, а услышав ответ, вынуждены производить обратную процедуру.

Для лингвистов проблемы с памятью - не проблемы вовсе, они вынуждены ее постоянно, для всех остальных даже изучение основ языка в домашних условиях простимулирует память.

Дополнительные «якоря»

Индейцы Северной Америки для запоминания важных событий пользовались таким методом: как только происходило то, что они хотели навсегда запечатлеть в памяти, они доставали и откупоривали один из мешочков с ароматической смесью. И с того момента всякий раз, вдыхая этот запах, они в деталях вспоминали событие.

Как улучшить память, если мы не носим с собой такие мешочки? Устанавливать ассоциативную связь, используя другие органы чувств: осязание, вкус, зрение. Прикоснитесь к ткани, чтобы запомнить, как она ощущается под руками, и это поможет запомнить цвет; отправьте в рот лимонную карамельку, познакомившись с человеком, и вы вспомните его имя, снова ощутив этот вкус на языке.

  • Повторение - лучшее упражнение
  1. Второй раз перечитайте текст сразу после первого прочтения;
  2. Сделайте это снова через полчаса;
  3. Следующее прочтение надо повторить через 8 часов;
  4. Через сутки снова прочтите материал.

Такие упражнения для долговременного улучшения памяти желательно повторить через две недели, и последний раз - через два месяца.

  • Мозг запоминает то, над чем работает

Как улучшить память быстро и без длительных затрат времени? Возможно, ее не нужно улучшать, проблема может крыться в привычке бездумно зазубривать информацию вместо ее осмысления.

Человеческий мозг устроен таким образом, что затвердить бессмысленный с его точки зрения порядок слов без понимания, что именно стоит за этими словами, ему трудно. В случае же, когда мы понимаем о чем текст, нам достаточно просто осознать суть вопроса, а остальное всплывет в голове самостоятельно.

Привычка сперва понять, а потом запоминать дает отличные шансы на значительное улучшение памяти, повышая и внимание.

  • Проговаривание вслух

В качестве хорошего упражнения для улучшения памяти можно применить метод проговаривания читаемого материала вслух. Это позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, что повышает шансы на запоминание и в целом способствует улучшению памяти.

Как быстро улучшить память, если простое проговаривание не помогает? Попробуйте спеть то, что пытаетесь запомнить. Пойте текст на мотив известного хита или придумайте свою мелодию, использовав феномен песни, которую невозможно выбросить из головы.

  • Восстановление данных

В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе великий сыщик спросил ассистента, сколько ступеней на лестнице, которую он преодолевает каждый день, и доктор Уотсон не смог дать ответ.

Зачастую мы не замечаем самых очевидных многократно повторяющихся фактов и цифр, и в качестве еще одного упражнения для улучшения памяти следует использовать метод восстановления событий прошлого.

На работе выдалась свободная минута? Закройте глаза и попытайтесь восстановить облик коллеги, которого встречали вчера в коридоре. Вспоминайте во что он был одет, что сказал, какое у него было выражение лица. Этот способ отлично подходит тем, кто имеет проблемы с памятью визуальной, не удерживает в голове лица, хотя не склонен забывать имена.

С помощью этого же упражнения для улучшения памяти можно научиться запоминать последовательность событий - через несколько дней после похода в кинотеатр постарайтесь в деталях восстановить сколько человек было в зале, что вы ели и пили, то же самое делайте после визитов в музей или ресторан. И вскоре вы заметите, что проблемы с памятью начали отступать.

Пять мелочей

Основная проблема памяти - не схватить картину, а воссоздать ее, и именно эту способность надо оттачивать.

Проблему «как быстро улучшить память» помогает разрешить ежедневная тренировка под названием «пять мелочей». Ее можно повторять на работе, дома и даже в дороге.

  • На первом этапе выложите перед собой на стол пять разных предметов, пару секунд посмотрите на них, закройте глаза и постарайтесь в деталях вспомнить, что именно лежит перед вами, какого оно цвета, формы и т. д.
  • На втором этапе усложните себе задачу, пытаясь вспомнить пять предметов, которые вы только что видели на столе у коллеги или в вагоне метро.
  • Третья ступень, способствующая значительному улучшению памяти - увеличьте количество запоминаемых предметов и время, прошедшее с момента, когда вы перестали на них смотреть. Вспоминайте, что именно и в каком порядке лежит в правом нижнем ящике вашего рабочего стола, перед возвращением с обеденного перерыва; мысленно нарисуйте картину содержимого верхней полки кухонного шкафа по дороге с работы домой.

Головоломки и пазлы

Детские игрушки способны улучшить нашу память!
Собирая пазлы и разгадывая головоломки, мы заставляем мозг напрягаться, работать, стимулируем продуцировать новые нейронные связи.
Чтобы усложнить задачу, поставьте таймер и решайте логические задачи на время, и вы заметите, что чем дальше, тем быстрее вы находите ответ.

Основная проблема памяти зачастую кроется не в неспособности человека к запоминанию, а в том, что мы сами доводим себя до состояния, когда мозг не может нормально функционировать, нейронные связи истощаются и рвутся, и в дальнейшем для восстановления способности к запоминанию может потребоваться медикаментозное лечение. Для поиска ответа на вопрос «как улучшить память и внимание» стоит уделить время не только упражнениям, но также самосовершенствованию и улучшению качества своей жизни в целом.

Упражнения для развития
долговременной памяти

1. «Трудное – запомни».

Учитель показывает ученикам на 25–30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем ученики пишут эти слова на листке. Выигрывает тот, кто записывает все слова правильно. Это упражнение можно использовать при словарной работе и при повторении любой темы.

2. «Домино».

Это упражнение можно применить после знакомства с любой темой.

Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому игроку раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть и сказка, и что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру участник прикосновением руки передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает сюжет рассказа так, чтобы он обязательно захватил и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может по памяти восстановить последовательность их расположения.

3. «Заблудившийся рассказчик».

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то, и так далее.

4. «Бег ассоциаций».

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

5. «Разведчик».

Выбирается один из участников – «разведчик». Ведущий произносит:
«Замерли!» – и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-либо еще. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача – обнаружить все перемены.

6. «Тахистоскоп».

Группа рассаживается по кругу. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых они находились во время вспышки света. После того как споры улягутся и группа придет к какому-то решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

7. «Ассоциации».

В упражнении даются картинки в словах на месте безударных гласных, не проверяемых ударением, образно напоминающих пропущенные гласные и выражающих в некотором смысле значение слова.

8. «Конкретизация абстрактного».

Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например: любовь/сердце и т. д.

Зима Время Бедность

Смерть Жара Терпение

Свобода Обед Болезнь

Танец Энергия Скука

Справедливость Скорость Надежда

Нежность Виновность Счастье

9. «"Нелогичные" парные ассоциации слов».

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, то есть не связанных между собой естественными ассоциациями.

Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода»; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку.

Примерные пары для тренировки :

Горшок – коридор Солнце – палец

Ковер – кофе Двор – ножницы

Кольцо – лампа Котлета – песок

Жук – кресло Зубной врач – туалет

Ноготь – книга Обезьяна – пальто

Сначала пусть дети потренируются вслух, описывая друг другу свои образы-картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары – они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

У вас бывало такое - что-то нужно сделать, но никак не можете вспомнить, что? Ладно, решаете вы, потом вспомнится. Проблема в том, что ваше намерение может и не вспомниться: если оно не попало в кратковременную или долговременную память, то, фактически, утеряно. Зато если что-либо зафиксировано в долговременной памяти, оно останется там навсегда.

Но почему, если даже необходимая информация в памяти есть, мы не всегда можем вспомнить её в нужный момент? Причина кроется в механизме запоминания - всякий раз мозг создаёт для конкретного воспоминания определённые «ориентиры», по которым его можно будет «восстановить», и мы не всегда можем распознать, по каким меткам можно «достать» что-то важное. Но есть несколько способов натренировать и развить свойства памяти, и вот некоторые из них.

1. Напоминайте самому себе

Эта техника поможет вам развить рабочую (кратковременную) память, которую вы используете, например, при операциях с числами «в уме».

Учёные экспериментальным путём выяснили, как долго рабочая память может хранить необходимые сведения: «затухание» происходит примерно через 18 сек. после использования. Некоторые добровольцы после 18-ти сек. смогли задержать в памяти около 10% информации, однако же, если, например, нет возможности записать номер телефона или адрес, это вряд ли поможет.

Как быть? Выход в такой ситуации прост, но эффективен: повторяйте нужные цифры про себя каждые 15 сек., обновляя таким образом необходимые данные.

2. Метод аналогий с частями тела

Этот метод простых ассоциаций помогает запомнить большие объёмы мелких сведений: система запоминания по ориентирам человеческого тела необычна, но на практике доказано, что это хороший способ хранить и в нужный момент «извлекать» необходимую информацию.

Суть в том, что вы связываете каждое нужное сведение непосредственно с одной из частей человеческого тела, создавая в воображении некую «фотографию», связанную с необходимыми вам знаниями.

Например, вы - учитель, и одному из ваших подопечных необходимо выучить строение человеческого глаза. Чтобы не забыть, кому именно вы дали задание, можно представить лицо этого ученика, например, с яблоком на голове (фрукт - по аналогии с глазным яблоком).

3. Сосредоточьтесь

Многие студенты и школьники уверены, что музыка или телевизор не мешают учёбе, но оказалось, что посторонний шум и тем более мелькание изображений препятствуют запоминанию действительно важной информации. На самом деле человек не способен делать сразу несколько вещей, по крайней мере, без ущерба для каждого из занятий (конечно, это не относится к дыханию или ходьбе, ведь эти процессы не обрабатываются сознанием).

Но если вы, например, смотрите телевизор во время подготовки к экзамену, мозг будет постоянно переключаться между двумя раздражителями и тратить силы на обработку лишних сведений. Так что, если хотите добиться лучшего запоминания материала - выключите бесполезный ящик.

4. Связное повествование

Этот способ рассчитан на запоминание вещей, слабо связанных друг с другом, будь то список покупок или ещё что-нибудь: придумайте историю, где будут упоминаться предметы, о которых вам необходимо помнить. Нужно приобрести повидло, сахар, соду, и мороженое? Что-то вроде: «Однажды гуляла сода в парке, да и поскользнулась на повидле, ушибла ногу, но тут к ней на помощь бросился сахар, и потом они вместе ели мороженое». История, конечно, совершенно бредовая, но этот метод работает, говорят учёные.

Единственный недостаток - если ваш список очень уж обширен, история может получиться слишком длинной, но ничто не мешает в этом случае придумать несколько разных «рассказов», не правда ли?

5. Ключевые слова

Эта своеобразная уловка, используемая в школах при изучении иностранных языков, поможет и вам: например, чтобы запомнить новое сложное слово вроде unbelievable, свяжите его звучание с хорошо известным вам словом даже из своего языка - «нет белил». Связав «невероятно» и «нет белил», можно составить фразу-ключ: «это невероятно, что нет белил» - тким образом, вы создаёте в памяти образ и произношения нового слова, и его значения.

6. Локусов метод

У метода есть и другие названия: «метод поездки» или «метод римской комнаты», а появился он, как вы наверняка уже догадались, ещё в Древнем Риме. Принцип действия таков: вы мысленно идёте по комнате или улице, которая отлично вам знакома, и «оставляете» информацию около различных ориентиров, по которым её можно легко узнать. А когда информация вам понадобится, вы снова мысленно попадаете в знакомую местность и по ориентиру идёте к месту, где оставили храниться сведения.

7. Разбивайте информацию на блоки

Эксперименты показывают, что наша рабочая помять может некоторое время хранить от пяти до девяти знаков, однако, возразите вы, номера телефонов состоят из десяти цифр, но это не мешает нам помнить их.

Вы обращали внимание, что номер телефона обычно пишется через пробелы? Из-за такой привычки восприятия мы фиксируем номера в памяти в виде нескольких блоков информации, что позволяет нам дольше их хранить. Такой метод может применяться и при попытках запомнить любые другие данные: так, шахматные гроссмейстеры порой удивляют зрителей сеансом одновременной игры, да ещё «вслепую», и при этом умудряются побеждать. Тут нет никакого волшебства - эти опытные игроки со временем запоминают сложные шахматные комбинации, создавая для каждой свой образ, и в дальнейшем в партиях используют такие вот «блоки», но выглядит это совершенно фантастически.

8. Метод восстановления окружающей обстановки

Когда в детстве вы что-либо теряли, мама говорила пойти туда, где вы видели этот предмет в последний раз, и была совершенно права. Это явление наука называет контекстно-зависимой памятью: на память оказывает огромное влияние окружающая обстановка, и восстановление условий, в которых вы запомнили утерянную вещь, может натолкнуть вас на мысль, где она могла быть оставлена или утеряна - это работает и при механизме запоминания.

Например, когда аквалангистам в воде сообщают какую-то информацию, им гораздо легче будет вспомнить её, именно находясь в воде. Контекстно-зависимая память также предполагает, что вещи, зафиксированные в памяти в состоянии алкогольного опьянения, гораздо легче потом вспоминаются именно «под мухой».

9. Пишите собственные тексты к любимым мелодиям

Очень трудно бывает запоминать длинные отрывки текста, и в этом может помочь привязка текста к музыке, так как в начальной школе детей учат произносить алфавит, привязывая его к определённой мелодии. Берите запоминаемый текст, любую понравившуюся песню и «пропевайте» нужными словами этот мотив.

На музыку положили даже периодическую таблицу химических элементов: математик Том Лерер в 50-х годах использовал для этого «либретто» оперу Гильберта и Салливана, и этот остроумный ход до сих пор помогает детям запоминать элементы периодической таблицы.

10. Запоминайте запахи

Учёные утверждают: запах - один из самых мощных инструментов для запоминания, позволяющий впоследствии извлекать даже самые глубокие воспоминания.

Так происходит потому, что нос отправляет сведения о запахах практически непосредственно в центр памяти, в то время как сигналы остальных органов чувств должны пройти определённую обработку.

Самый простой способ использования запаха - изучая конспекты, поднесите к носу что-нибудь с ярко выраженным запахом, например, зубную пасту, а затем возьмите её с собой на экзамен: резкий мятный запах поможет вам восстановить в уме записанные лекции.

Стремление освоить эффективный метод, который поможет в достижении более высокого уровня интеллектуального развития — весьма похвальная тенденция. Однако, чтобы процесс превратился из модного в действенный и стал этапом самосовершенствования, не помешает понять, что именно вы желаете усилить в себе.

Для выбора стратегии развития основных мыслительных процессов – внимания и памяти, важно точно поставить практическую цель. Только в этом случае любая теория становится действенным методом ее достижения. Эта статья дает ответы на вопросы о способах совершенствования механизмов запоминания. И да, наш сайт для тренировки памяти служит действенным инструментом для развития мыслительных способностей, которые легко освоит даже ребенок.

Память - это психический процесс запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Этот процесс является одним из фундаментальных для развития интеллекта человека. Важно учитывать особенности этого психического процесса для разных возрастных этапов, чтобы достичь максимального эффекта от применения обучающих методик.

По длительности сохранения различают следующие уровни памяти:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • буферную (промежуточную);
  • долговременную.

Каждый этап обработки и сохранения информации в памяти отвечает за определенные области мыслительной деятельности человека. В зависимости от этого отличаются методы и задачи усовершенствования психических процессов.

  • Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, имеет непосредственный характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает цельное восприятие окружающей картины мира за минимальное время.
  • Кратковременная память. На этом этапе сохраняется информация, которая либо утрачивается, либо становится предметом интерпретации. Это уровень управляемой информации и его можно развивать с помощью повторения, символизации, его объем признают равным 7±2 единицы, хотя также есть мнение отдельных исследователей, что данный показатель надо рассматривать как 5±2 единицы.
  • Буферная память. Серединный этап, трансформация, преобразование информации в долговременную, осуществляется во сне, неуправляемая стадия.
  • Долговременная память . Не ограничена по времени и объему, но доступность ее определяется типом хранения. Произвольная форма – подвергается преобразованию, непроизвольная – сохраняется в неизменном виде. Это важнейший этап психической способности человека, который прямо связан с его социальной успешностью.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок памяти и внимания по индивидуальной программе

Для детей превалирующей формой служит кратковременная память. Важно в этот период подобрать им развивающие методики, которые помогают формированию ассоциативного, эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно быть ограничено стандартами школьной программы, они должны стать естественным элементом процесса воспитания детей.

Информация, получаемая извне, преобразуется под влиянием множества факторов субъективного и объективного плана в долговременную память. Последняя, трансформируясь в процессе жизни, формирует опыт человека и становится фундаментом для осознанного выбора в социальной практике, влияет на успешность человека в жизни.

Выбор методики совершенствования психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Существуют и общие правила. Например, давать возможность развиваться и правой и левой руке в равной мере помогает гармонизировать обе сферы головного мозга, ответственные за развитие символической и логической форм мышления.

Упражнения на тренировку памяти могут стать весомым катализатором скорости психических процессов для преобразования внешней информации в багаж знания человека. Как тренировать памятьпознакомимся с самыми простыми и эффективными способами развития способностей.

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека. Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника - прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной , которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти. При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение : в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф» , которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки , установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Одежда